2/1 Дней/Ночей | 3 Участники |
На Северо-Западе России есть прекрасная альтернатива знаменитому Псково-Печерскому пещерному монастырю. Как оказалось, в Плюсском районе Псковской области в деревне Посолодино тоже существуют древние пещеры и замечательный, хорошо сохранившийся храм Входа Господня в Иерусалим. Когда-то —
Чтобы попасть сюда — не надо получать личное благословение отца Наместника, как это принято в Печорах Псковских. Тихая, малопосещаемая местность вокруг Посолодино располагает к уединенной молитве и медитации.
В районной библиотеке поселка Плюсса очень доброжелательные и гостеприимные женщины-библиотекари порекомендовали нам обратиться к одному из местных жителей — Михаилу Васильевичу, который живет в селе Большое Захонье. Дескать, он и двери отворит, и расскажет все подробно — и про храм, и про пещеры.
Михаил Васильевич оказался добрым, энергичным, очень общительным дедушкой. В молодости увлекался спортом — лыжами (в том числе горными), спортивным туризмом, побывал на Памире, облазил Хибины и Кавказ. 25
лет назад переехал в Плюсский район из Санкт-Петербурга, чтобы жить в тишине и покое в деревне. Сам он родом из Ярославля.
Наш новый знакомый провел нас к храму и сначала показал нам семейное захоронение местных помещиков Фишеров, расположенное на старом приходском кладбище недалеко от входа в пещеру. Фишеры имели усадьбу в соседнем поселке Должицы, называлась она «Барская Гора». Один из Фишеров был генералом-артиллеристом, а другой работал инженером на Петербургско-Варшавской (Северо-Западной, ныне Октябрьской) железной дороге при строительстве участка Санкт-Петербург-Псков.
Вход в саму пещеру сейчас укреплен бревнами, досками и металлическими конструкциями. Даже при моем маленьком росте пришлось согнуться в три погибели, чтобы дойти до конца… Но к лету, по словам нашего проводника, пещеру планируется расчистить, и она будет попросторнее, можно будет ходить в полный рост.
Пещера хоть и небольшая, но ооооочень интересная. Изначально ее стены были укреплены валунами, далее идет песчаник, на нем очень плотно зимует куча комаров и мотыльков.
Первые упоминания о монастыре относятся к концу XVI века. В писцовых книгах того времени говорится, что «Посолотин монастырь Новые Печоры на речке Черной выжгли литовские люди». Это случилось во время Ливонской войны 1558-1583 гг. Но и после разорения монастырь существовал, с двумя церквами: деревянной — во имя Святого Николы и каменной (в толще горы) — Покрова Богородицы.
Церковь Святого Николы сгорела в феврале 1736 года. В 30-х годах XVIII в. служили в каменной Покровской церкви, о которой сохранилась в церковном архиве подробная опись, составленная в октябре 1741 года строителем монастыря иеромонахом Феофилактом и им подписанная.
В 1743 году на месте сгоревшей Никольской была построена новая, также деревянная, церковь, освященная во имя Входа Господня в Иерусалим. Инициатором ее возведения был настоятель обители строитель иеромонах Феофилакт.
В 1764 году, с учреждением монастырских штатов Императрицей Екатериной II, обитель была упразднена, имущество монастыря было передано в Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь, а церковь Покрова Пресвятой Богородицы стала приходской. В церковной ограде, под крутым оврагом, до начала XX в. сохранялись остатки древней каменной колокольни и келий, под которой шел каменный вход к источнику, находящемуся в пещере, где по преданию явилась икона Пресвятой Богородицы Одигитрии «Тихвинской».
Входоиерусалимский храм, что сейчас находится в селе Посолодино, построен в 1893—1901 годах протоиереем Петром и Священномучеником протоиереем Николаем Кулигиными, по проекту гражданского инженера С. Андреева и, как гласит надпись на проекте, «В память в Бозе почившего императора Александра III». Закрытый в 1937 или 1938 году, храм был разорен, а служившие здесь пастыри — репрессированы.
В годы войны (в 1941—1943 гг.) в храме недолго совершались богослужения жившим неподалеку протоиереем Феодором Михайловым (1903-1959), священником т. н. Псковской миссии.
Сейчас храм восстанавливается. Активно помогает в возрождении этого святого места Псково-Печорский монастырь. Уже установлены новые кресты, а старинный сохранившийся крест стоит рядом со входом.
В этом маленьком помещении при входе совершается с декабря 2009 года Божественная литургия. Чтецом является сам Михаил Васильевич, а также, по его словам, еще одна женщина из села.
Зелень, бывшая на сводах и стенах храма, после протопки, по словам Михаила Васильевича, начала уходить.
Фото получились нечеткими, потому что в помещении висит смог от печей, и Михаил Васильевич боялся, что мы «задуреем».
Михаил Васильевич показал нам две деревянные часовни, которые он построил («срубил») собственными руками вплоть до маковки! Для любопытных — дедушке 72 года.
Летом, по словам Михаила Васильевича, из камня сочится вода, он имеет форму кресла. За камнем среди деревьев находится совсем небольшое кладбище буквально из нескольких могил, где похоронены местные жители — жертвы Второй Мировой войны.
На крестах — имена и фамилии погибших, на некоторых могилах установлены таблички, где изложены обстоятельства гибели этих людей. Больше всего поразила надпись на самом крайнем правом кресте: «Ольга Макарова — блаженная. Немцы, не имея страха Божия, над ней издевались, а потом сожгли на костре. Она очень, нещадно кричала, выползала из огня, а немцы ее обратно в костер тащили».
Часовня светлая, просторная, почти как полноценный храм. Подсвечники Михаил Васильевич также сделал своими руками.
Михаил Васильевич сказал, что неподалеку от храма есть еще одна необитаемая пещера, но к ней надо ехать летом, причем на его «Ниве», а это значит, что мы еще вернемся)))