1/0 Дней/Ночей | 3 Участники |
Псков — это не только мой любимый, но и уникальный город. Уникален он в том числе и тем, что здесь сохранились каменные гражданские постройки XVII века. Всего таковых насчитывается более 30 объектов. В других старинных русских городах невозможно почувствовать ту атмосферу, в которой жили простые и знатные люди во времена царя Алексея Михайловича, а вот в Пскове ее пока еще вполне можно ощутить.
Во время страшного городского пожара 1682 года Псков выгорел дотла. Возможно поэтому богатые псковичи и начали строить каменные палаты взамен деревянных.
Дома того времени похожи друг на друга. Они обычно имеют два этажа, большой подвал. Свод в подвале, как правило, раза в два выше, чем в жилых комнатах на первом и втором этажах. Много внутристенных переходов с этажа на этаж. Ходы достаточно тесные, но, согласитесь, чтобы сделать ход в стене, она должна быть очень толстой. Окна не всегда имеют одинаковый размер. Стены снаружи и внутри оштукатурены и побелены.
Без картинок не понять устройство этих древних крепышей, поэтому выкладываю фотографии некоторых из них.
1. Палаты Постниковых (XVII век). В конце XVII века владельцы — богатые псковские купцы Постниковы. Они — заказчики строительства каменных палат.
Это первый этаж. Еще одно название палат — «Мешок», т.к. в них какое-то время в конце XVIII- начале XIX веков находился Ордонанс-гауз — военная тюрьма.
Внутристенная лестница, ведущая в подвал. Хозяева — псковские купцы Постниковы — проживали в этом доме до конца XVIII века, а затем продали его в казенное ведомство. Сохранившиеся документы говорят, что в дальнейшем здания палат в основном использовались для казенных целей.
Это подвал. В центре — толстый каменный столб, сооружен в XIX веке. Назначение его неизвестно. В подвале этого дома недавно снимался исторический художественный фильм «Стена». Киношники оставили после себя некоторые артефакты, декорации, а еще попортили каменную кладку, вбив в нее огромные винты!
Вход в подвал с улицы. Все фото сделаны со вспышкой, поэтому кажется, что в подвале светло. На самом деле — темень кромешная!
В советское время в помещениях первого этажа все старые печи были демонтированы, дымоходы заложены кирпичом. Тогда же установлены круглые уродливые печи-буржуйки, некоторые из которых стоят до сих пор. В Совдепии экономия на дровах ценилась выше, чем архитектурно-историческая ценность.
При советской власти несчастный дом Постниковых использовался под коммунальные квартиры. Куда люди в туалет ходили — непонятно. Где умывались — тем более.
После нескольких лет запустения — после того, как съехала библиотека, «Мешок» наконец-то был передан Псковскому музею-заповеднику. Со временем здесь планируется разместить экспозиции.
Печально видеть, как памятник архитектуры, переживший революции и войны, разрушается в мирное время.
Уважаемые патриоты России, пишущие «Спасибо деду за победу» на своих автомобилях-иномарках, не разрушайте понапрасну старинные постройки — памятники истории и культуры. Относитесь к ним бережно, требуйте от властей их сохранения и реставрации, ведь скоро, увы, нечего будет потомству показать.
Здание напротив «Мешка» — это бывшая казарма. Когда-то оба здания соединялись между собой воротами, которые образовывали между ними внутренний дворик.
Вид казармы снаружи.
2. Палаты на Романовой горке (конец XVII века) (т. н. «Дом предводителя дворянства»).
Заказчик и строители здания неизвестны. В XIX веке использовалось как дом Дворянского собрания, в ХХ веке — народный суд, общежитие культпросветучилища, филармония. До недавнего времени сохранялся первоначальный нижний этаж здания с трехчастной планировкой, сводчатыми перекрытиями помещений и крыльцом на южном фасаде. Верхний этаж был сильно перестроен в XIX веке.
Этот памятник мы, по всей видимости, уже потеряли, однако двери до сих пор на замке.
Марина Мнишек никогда в Пскове не бывала. Скорее всего дом был назван так, потому что некоторые псковские и новгородские земли были обещаны невесте самозванца Лжедмитрия I после того, как она станет русской царицей.
Предположительно, заказчик строительства — один из членов семьи Меншиковых. В XIX веке здание долгое время не использовалось, было заброшено и сильно разрушено. В начале ХХ века отремонтировано тогдашним владельцем
Во время Второй Мировой войны в «Доме Марины Мнишек» была немецкая казарма. До конца 80-х гг. ХХ века на первом этаже здания сохранялся немецкий пол, сделанный из бетона.
4. Четвертые палаты Меншиковых (конец XVII века) (2-й дом Сутоцкого) и Первые палаты Меншиковых (первая половина XVII века) (1-й дом Сутоцкого)
2-й дом Сутоцкого находится слева, 1-й — справа. Первоначальная история этих зданий и их владельцев не установлена. Правомочно предположение о принадлежности их купеческой фамилии Меншиковых. Их принято называть либо именами последнего владельца — Сутоцкого, либо условными наименованиями — Четвертые и Первые палаты Меншиковых.
Дом Сутоцкого назван по имени местного купца — Ильи Ивановича Сутоцкого. Он проживал в верхнем этаже здания. Это стало известно из документов от 1909 года.
Здание сильно перестроено в XIX веке. Тогда древний плитяной второй этаж был разобран и сделан заново из кирпича.
5. Дом Карамышева (60-е-80-е гг. XVII века).
От него остался только шикарный подвал! Он трехчастный в плане, помещения имеют сводчатые перекрытия с распалубками над проемами. Верхний этаж и свод восточного помещения разрушены в 20-е-30-е гг. ХХ века.
История и владельцы здания неизвестны. Карамышев — последний владелец.
6. Дом
В конце XVII века здесь было несколько каменных построек: каменные одноэтажные палаты, каменный погреб с выходом и деревянным амбаром на нем и еще погреб с палаткой. Владельцами этих построек в начале XVIII века были псковские купцы Трубинские. Позднее палаты и погреб были объединены в один объем, надстроен второй этаж.
В начале ХХ века владелец — псковский купец
Северный корпус, выходящий на Рижский проспект, имеет в плане Г-образную форму, южный — прямоугольный в плане.
В декоре северного крыла здания преобладают признаки, свойственные модерну в его позднем провинциальном варианте (живописное панно). декор фасадов южного корпуса свидетельствует об ориентации архитектора на классицизм и ранний итальянский ренессанс.
Сейчас государство выделило деньги на консервацию объекта. Обратите внимание — никак не на реставрацию.
Дом знаменит майоликой на фасаде, изображающей Псковский Кром.
7. Дом Печенко и Солодежня.
В доме Печенко (вторая половина XVII века) сохранилась внутристенная лесенка и подвал.
Второе название Солодежни — Дом Лапина.
С 1840 года им владел псковский купец
В 1914 году последний владелец —
История Дома Печенко и Солодежни прослеживается только с середины XIX — начала XX веков. Никаких письменных или графических материалов, позволяющих судить о первоначальном виде зданий, их строителях и об их первых хозяевах, не обнаружено. Хорошо бы сохранить их хотя бы в том виде, в котором они дошли до наших дней.